Вопрос: Организация провела конкурс произведений живописи и графики, посвященный 175-летию железных дорог России, при участии Генерального партнера и Партнера Конкурса. Конкурс проводится среди молодых художников и графиков России. В соответствии с положением конкурса, победителям были присуждены денежные премии. Согласно п. 2 ст. 224 НК РФ Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении следующих доходов: стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 настоящего Кодекса. Учитывая, что конкурс согласно положению о конкурсе проводился не в целях рекламы товаров (работ, услуг) Организатора, полученный доход победителей конкурса в виде денежного приза должен облагаться по ставке 13%.
В то же время существует и иная точка зрения, согласно которой указанный доход должен облагаться по ставке 35% в силу п. 2 ст. 224 НК РФ. Эта точка зрения основывается на том, что в рамках проведения конкурса был размещен атрибут бренда (логотип) Генерального Партнера и Партнера конкурса на информационных материалах о конкурсе (флаеры, афиши, баннеры), и в связи с этим конкурс будет рассматриваться как способ рекламы Генерального Партнера и Партнера конкурса. Атрибут бренда (логотип) организации не является товаром, работой, услугой как в силу ст. 3 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ, так и в силу ст. 38 НК РФ. Следовательно, реклама бренда (логотипа) сама по себе не является основанием для применения ставки по НДФЛ 35% при выплате денежных премий победителям указанного конкурса.
По какой ставке облагается сумма денежной премии, полагающейся победителем конкурса произведений живописи и графики?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Статьей 224 Кодекса установлено, что стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 Кодекса, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 35 процентов. Если рекламные мероприятия проводятся в иных целях, стоимость выигрышей и призов подлежит налогообложению по ставке 13 процентов.
В соответствии с пунктом 28 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде любых выигрышей и призов в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования может быть товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3 данного закона товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Исходя из вышеизложенного, в случае если конкурс произведений живописи и графики проводился не в целях рекламы товаров, работ и услуг, доходы в виде стоимости выигрышей, полученных победителями такого конкурса, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 13% процентов.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |